СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ЮКАГИРОВ
В семейной обрядности интерес представляет обычай стеснения — неговорения, широко распространённый в старые времена. Согласно нему, определённым группам родственников запрещалось прямое общение — разговор, касание друг друга, даже прямой взгляд. При необходимости все контакты осуществлялись с помощью других родственников, в случаях отсутствия посредников — обращение шло в третьем лице через предметы. Запреты были столь строги, что даже известны случаи, когда при случайном контакте люди умирали от испуга.
Почти до середины XIX века юкагиры хоронили на арангасах — надземных погребениях, обычно стоявших на 2—4 столбах. Захоронения у юкагиров «совершались на деревьях или столбах в деревянном ящике, у тундренных юкагиров на одежде покойника делались специальные надрезы, у верхнеколымских — лицо покойника закрывали покрывалом, так как грехом считалось смотреть на его лицо. Своеобразным юкагирским элементом был обычай расчленять тело умершего шамана, кости которого, зашитые в специальные мешочки, его родственники использовали как амулеты или для гадания, а из головы изготовлялась кукла.
В социальной жизни юкагиров преобладали традиции матернитета (пережитков матриархата) и матрилинейности (родство по материнской линии). До прихода тунгусов в северо-восточную Якутию юкагиры жили небольшими материнско-родовыми общинами, в которых счет родства велся по женской линии.
Калым отсутствовал. Жених у лесных юкагиров в течение некоторого времени выполнял разную работу в семье невесты. Получив согласие семьи на брак, жених приносил своё имущество в дом тестя, и оставался жить там. У тундренных сватовство начиналось после того, как родители получали согласие дочери. Оно сопровождалось определенным обрядом: после изложения сватом просьбы жениха выдать за него дочь, ее отец брал топор и валил в лесу сухое дерево. Жених должен был поднять дерево и перебросить через чум своей невесты. Если жених не устраивал почему-либо родителей или невесту, дерево выбиралось потолще — такое, какое было не под силу поднять одному человеку.
Существовали у таежных юкагиров пережитки «гостеприимного гетеризма»: укладывали гостя с незамужней женщиной или девушкой. Совместная постель, однако, не означала, что женщина была безропотным орудием гостеприимства. Старые юкагирки говорили Иохельсону: «Умная женщина не снимет передника, если не любит».
В дальнейшем в результате тесного взаимодействия с тунгусами архаические основы юкагирского общества были частично разрушены, а частично видоизменены в сторону отцовского начала.