РЕЛИГИЯ АЛЕУТОВ
Хранителями обычаев рода оставались старики. Очень развит был песенный фольклор. На праздниках с помощью бубна музыканты воспевали подвиги предков, удальство в промысле, проворство в управлении байдарой. Во время проведения игр, обрядовых действий и изложения сказок распевали под аккомпанемент мечевидной цитры. Большая часть песен посвящена морскому промыслу. Существует целый цикл песен о любви. У алеутов бытуют богатырские сказки, повествовательный героический эпос, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.
В конце XVIII века алеуты попали под влияние русской культуры и православной веры. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.
Православный миссионер И. Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий), живший среди алеутов и преодолевший немало препятствий, проводя миссионерскую деятельность, пишет: «Самые ужасные страдания не вырвут у алеута стона или вопля. Попав в капкан, алеут будет неподвижно ждать, пока из его ноги не вынут глубоко вошедшие в тело зубцы. Путешественники свидетельствуют, как, например, алеут, раздавленный громадным камнем, мучась в предсмертной агонии более четырех часов, ни разу не застонал и ни одним словом не выразил, как тяжело было ему переносить эти страдания. Алеут совершенно бесстрашен. Он считает за крайнее неприличие удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления». Один из алеутов – Пётр Алеут – почитается Православной Церковью как мученик.
До принятия христианства в алеутских племенах царили довольно свободные нравы. В их семейном укладе было распространено многоженство и многомужество. Существовал групповой брак, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин. Были возможны браки между двоюродными братьями и сестрами. Счет родства велся по материнской линии. Гостеприимный хозяин по обычаю предоставлял свою жену на ночь гостю. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым – выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.
Российский этнограф Густав-Теодор Паули так писал об алеутах в своем исследовании «Этнографическое описание народов России»: «Алеуты обладают исключительным талантом подражания, а их способности настолько развиты, что они быстро переняли у русских все ремесла, которыми эти последние занимаются на глазах у алеутов. Они крайне ловко повторяют характерные черты и курьезные ужимки тех людей, которые находятся с ними в контакте. Алеуты проявляют большой вкус к чтению и кажутся способными воспринимать абстрактные понятия, как, например, начала математики. Но, несмотря на эти способности, а также прекрасную память и живое воображение, алеуты, конечно, не могут равняться с представителями народов, у которых цивилизация насчитывает уже много поколений».