ТРАДИЦИИ НАРОДА ВОДЬ

Русское влияние отразилось также на традиц. обрядности, в частности свадебной. Характерны общедеревенские культовые братчины (вакковы) с коллективной варкой пива. До 20 в. сохранялись пережитки дохрист. верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др.

Водские девушки и парни сначала договаривались о свадьбе между собой, а потом уже объявляли родителям.

Сватовство состояло из двух визитов. Сваты привозили с собой сладости и пирог чиима-пиирага — он призван был обеспечить новой семье плодородие, и тот, кто его ел, должен был при этом «ржать как лошадь».

Перед свадьбой в домах жениха и невесты многодетные деревенские женщины пекли свадебные караваи (курсси), так как после венчания жених и невеста возвращались каждый в свой дом и там устраивали вечеринки.

На следующий день, когда приезжал жених, невесту отводили в комнату, где женщины при сильном плаче и крике остригали ей волосы, которые тут же сжигали или отдавали жениху. Издавна считалось, что в волосах женщины живут духи-покровители ее рода, которые могут доставить неприятности семье жениха. Сведения о бритье голов у водских замужних женщин восходят еще к XVI веку. До конца XIX века невестам брили голову, позже волосы лишь коротко обрезали.

Когда рождался ребенок, имя ему давал священник. В быту же пользовались народными формами этих имен: Агриппину звали Огру, Григория — Кигориа, Михаила — Мико, Евдокию — Оудекки, Авдотью — Отью, Ивана — Иво, Матрену — Матьё и т.д.

Традиционные занятия – пашенное земледелиерыболовство, лесные промыслы. С конца 19 в. усиливается отходничество в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние (орудия труда, средства передвижения, постройки).

До начала 19 в. сохранялся женский костюм с четкой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая (амы), у замужних синяя суконная (рукка), поверх – короткая кофта (ихад), старухи носили одежду типа рубахи (уммико).

Головные уборы включали жесткие и полотепчатые формы. Характерны несколько типов передника (льняные и суконные), одновременно ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники (риссико и мюэтси), украшенные вышивкой, тесьмой, бисером, раковинами каури. Прилужская водь носила поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). Во 2-й половине 19 в. обычным становится русский сарафан (уммико, синякко).

Партнеры проекта