ВЕРОВАНИЯ АБАЗИН

Древние абазины верили в божественность природы. Народ поклонялся духам воды, дождя, лесов, диких зверей, особенно почитал скалы причудливой формы и сакральные деревья. Возглавлял этот пантеон мировой бог Анчва. При этом землю населяли не только добрые, но и злые духи, которые могли навредить. Так, сумасшествие абазины приписывали проделкам шайтанов, а смерть младенца рассматривалась как происки ведьмы.

В первом веке нашей эры в регион проживания абазин проникло христианство, последователями которого они оставались вплоть до 15-17 веков. Согласно преданию, христианское учение принес сам апостол Андрей, который проповедовал среди горских народов. Однако в памяти народа сохранились и языческие верования.

Абазины помнят культурные обычаи своего народа. Будучи открытым душой и гостеприимным народом, они по сей день соблюдают присущие всем кавказским народам традиции радушия. Даже на национальном абазинском флаге изображена открытая ладонь – символ мира, добра и гостеприимства. Например, если раньше каждая абазинская семья на территории своей усадьбы строила отдельный домик для гостей – кунацкую, то сегодня в их доме всегда имеется отдельная гостевая комната. Хозяин дома берет ответственность за безопасность своих гостей и оказывает почести. «Благословенен тот дом, который посетил гость», – говорят абазинки.

Почитание представителей старшего поколения, как носителей мудрости и хранителей традиций предков, одно из основных абазинских правил. Дети у абазин также в почете, даже есть пословица: «В семье ребенок старше всех». Но при посторонних отец никогда не демонстрирует нежность к своему малышу, не берет его на руки, не играет. Богатые абазины практиковали аталычество: при желании они отдавали своих детей на воспитание в другие семьи внутри своего рода, чтобы укрепить семейные связи или прекратить вражду. Иногда ребенок воспитывался у чужих людей до совершеннолетия.

Любопытны у абазин свадебные и семейные обычаи. В частности, оформление брака по религиозным правилам происходит без присутствия жениха и невесты. Мужчины от обеих семей, чьи дети женятся, получают у эфенди (муллы) заочное благословление молодых и письменное подтверждение законности их брака.

Раньше, войдя в семью мужа, невесте было запрещено несколько недель разговаривать с его родителями, смотреть им в глаза, находиться с ними наедине, есть при них и садиться в их присутствии. Также в течение года после свадьбы ей не разрешали видеться со своими родителями. Супругам запрещалось днем оставаться наедине друг с другом. Они никогда не называли друг друга по именам, обращаясь, использовали местоимения или прозвища. Например, по необходимости мужчины могли сказать: «Мать моих детей», «дочь того-то».

Как отмечают сами представители народа, эти обычаи практически канули в лету. Некоторые запреты сохранились только в сельской местности. Отношения между супругами, невесткой и свекрами, родителями и детьми сегодня более свободные.

Партнеры проекта