ЖИЛИЩА СОЙОТ

В 19 веке значительная часть населения жила в поселениях-улусах, разбросанных по речным долинам и нагорьям. Каждый улус состоял из нескольких семей — айлов или хотонов, объединённых по родовому признаку. Население проводило в улусах холодное время года, поэтому они назывались еще зимниками. Количество дворов в них было различно — от 10-12 дворов до восьми — десяти десятков. У сойот  таежных районов жилищем служил конический шалаш-«урса», подобный эвенкийскому чуму. Зимой он покрывался оленьими шкурами, летом — покрышками, сшитыми из бересты, или кусками коры лиственницы. Диаметр такого шалаша достигал 5 м, а высота — 2,5-3 м. В шалаше, как и в юрте, очаг располагался в центре, правая половина считалась женской, левая — мужской. Вдоль стен по кругу размещалась утварь, среди которой было много предметов из бересты. Кровати в урсе  не было, спали на полу на шкурах. Люльку, которая также делалась из бересты, привязывали к жерди  справа.

На зимниках располагались деревянные урсы, хозяйственные постройки.  Летом сойты кочевали на летники, которые располагались вблизи пастбищ. Там обычно жили в урсах, (из шкуры или коры дерева). Со временем урсы стали исчезать, сойоты начали жить в юртах.

Деревянные юрты, распространенные в Бурятии, имели покатую крышу и чаще всего строились в восемь стен из лиственничных круглых или половинчатых бревен, уложенных в 12-14 рядов. Диаметр юрты достигал 10 метров. В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой.
Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тёсом. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели онгоны — изображения духов, а в восточной размещались кухня, кладовая.

По обычаям, замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть юрты — хоймор, располагалась напротив двери. Сюда, под защиту огня, ставили зыбку (улгы) с грудным ребенком, сажали гостей. Посреди юрты располагался очаг и таган — большой чугунный котел. Дым поднимался вверх, и выходил через отверстие в потолке. Очаг считался священным, и с ним связаны многочисленные правила и обряды.
В северо-западной стороне устанавливалась деревянная кровать, в стене северо-восточной стороны вделывались или просто расставлялись полки для утвари. Снаружи иногда пристраивалось «крыльцо» и была вкопана палка для привязывания оленей.

Партнеры проекта